Batman: The Killing Joke (1988/2016)

В 2016 году вышел мультфильм «Убийственная шутка» – экранизация одного из культовых комиксов про Бэтмена, которая не оправдала ожиданий и понравилась не всем. Можно смело сказать, что экранизация провалилась – любители истории мультфильм, скорее не приняли, а новых интересующихся история не привлекла. С другой стороны, мультфильм смог вызвать некоторый ажиотаж, как первый мультфильм от DC с рейтингом R. Но и здесь, на самом деле ожидания не оправдываются. Но перед тем, как понять, что же не так с экранизацией, давайте обратимся к первоисточнику, потому что именно на полном следовании канону базировалась львиная доля ожиданий.

Историю написал Алан Мур в 1988 году и, несмотря на то, что история изначально берет в пример арку «The Man Behind the Red Hood» 1951 года, именно Алан Мур считается создателем, если не каноничного, то точно самого попсового происхождения Джокера. Мур и правда написал психологически неплохую историю, которая хорошо обходится без самого Бэтмена – он в этой истории просто выполняет определенные действия, но по сути никак не участвует в продвижении сюжета. Основной сюжет истории – может ли один неудачный день свести человека с ума и Джокер, уверенный что такой день уже случился с Бэтменом, устраивает неудачный день Гордону. Позже, фанатами комикса и самим Аланом Муром, этой истории была придумана дополнительная линия того, что Бэтмен является зеркальным отражением Джокера, то есть Бэтмен тоже сошел с ума, но сделал это по-своему (хотя, если зеркальное отражение, то Бэтмен должен быть идеально здоров, не так ли?). И это отчасти правда, все есть в комиксе, но совсем не играет какой-то реальной значимости для сюжета. По сути, история в комиксе вполне может существовать без этой базы отношений Бэтмена с Джокером, здесь главное то, что было с Джокером, после чего он сломался, и что в чем-то похожей ситуации, Гордон остался при здравом рассудке.

Обратно комиксу, история в экранизации, в своей основе полагается именно на отношениях Бэтмена с Джокером, о чем говорит начальное получасовая вступление с Бэтгерл. Начало призвано познакомить зрителя с Барбарой Гордон, а также вводит гангстера, смысл которого заключается только в том, чтобы показать какую-то странную мини версию Бэтмена и Джокера (для особо непонятливых, Брюс даже кидает Барбаре фразу, что он на своем опыте знает, как плохо быть одержимым одним антагонистом). Но давайте посмотрим правде в глаза – эта вставка хорошо выполняет только функцию удлинения хронометража. И еще показывает, что у Бэтгерл с Бэтменом был секс. Никакой привязанности к Барбаре Гордон у зрителя не возникает (а в некоторых моментах может возникнуть даже отторжение), никакой смысловой нагрузки в предыстории нет. С другой стороны, эта получасовая вставка немного связывает дальнейшие рассуждения Бэтмена об отношениях с Джокером (без которых комикс бы ничего не потерял), а также хорошо показывает, что у создателей мультфильма оказались проблемы с соответствием рейтингу – даже кровь и жестокость показаны, какими-то ненастоящими, и этого, не то чтобы мало, это же не мясо, все-таки, но этого стыдливо мало.

С другой стороны, вторую часть мультфильма можно смело назвать «режиссерской версией» комикса – здесь показаны некоторые сцены, которые подразумевались за стрипами, что-то (а на деле, довольно много), дорисовано для расширения сюжета и это к месту. Я перечитывал комикс после просмотра мультфильма и в комиксе пытка Гордона заметно скучнее и более скомканная. И выведение на первый план именно отношений Бэтмена с Джокером, вместе с озвучкой Марка Хэмилла, сделало экранизацию, в некотором роде даже лучше комикса (одна только финальная сцена перед анекдотом, где Джокер перестает дурачиться, способна перехватить дыхание).

В целом, можно правда сказать, что экранизация пошла комиксу на пользу – вторая часть мультфильма, которая имеет прямое отношение к истории, заметно преображает ее и даже делает лучше. Так что же плохо? Плохо первые полчаса мультфильма, плоха рисовка – она и в основных сценах мультфильма не блещет, но флешбеки Джокера, это просто ужас, особенно статичные, или зацикленные фоны. Серьезно, в фонах стрипов комикса динамики больше. И совсем плохо, это несоответствие заявленному рейтингу. Весь мультфильм, создатели, как будто стыдятся показать что-то больше – банально, обнаженный Гордон в каждом кадре чем-то прикрыт, про кровь и жестокость я уже писал выше. Что именно, по мнению создателей мультфильма, должно было соответствовать заявленному рейтингу? Психологического давления в мультфильме нет, жестокость происходящего в наше время не выглядит жестокой. Можно смело сказать, что создатели мультфильма, следуя духу и канону комикса, промахнулись со временем – комикс в свои годы выхода был жесток без каких-либо откровенных, или шокирующих сцен. В наше же время, это не вызывает никаких эмоций, ни у современного поколения, ни те более, у старших поколений. Поэтому и получается, что, если выкинуть первые полчаса мультфильма, это всего лишь дорогостоящий фансервис для поклонников персонажей, этакий motion comics.

Тем не менее, если перерисовать вторую часть мультфильма в стрипы и выпустить, как режиссерскую версию комикса, это было бы хорошей вещью для коллекции – я бы такую купил. Но для того, чтобы мультфильм мог вызвать больше эмоций, весь комикс следовало переосмыслить совсем.

kjc

kjm

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s